16 июня 2011 г.

Г. Нжде: ВЕЧНОЕ ОРУЖИЕ РОДА



" Я спрашиваю вас так, как еще никто не спрашивал - куда мы идем? Есть ли для нас место в истории? Знает ли хоть кто-нибудь, что мы остались совсем одни, что у нас нет настоящего. Знает ли хоть кто-нибудь, что, если мы перестанем существовать, в мироздании не поколеблется даже самая малая частица?"
Всякий знакомый с философией армянской истории и обладающий чувством Родины армянский интеллигент признает, что Армения Мамиконянов, пусть зачастую уполовиненная, полузависимая, полусокрушенная - более армянское образование, более - Родина и более - заставляющая почитать себя, чем она была при Тигране Великом или Арташесе.
В чем тайна этого?
Первая из причин этого психологического состояния в том, что многие из созданных Тароном ценностей имеют общеармянский характер, далее - они вечны, и наконец, третья причина в том, что Мамиконяны жили вечными ценностями Армении и армян, бескорыстно служили ей и мужественно умирали за нее как истинные арии.
Да, почти все духовное оружие, завоевывающее для нашего Рода место в вечности - наш светоносный алфавит, бесстрашное арийское мужество, стремление и умение приносить преходящее, временное в жертву вечности, мораль, ставшая нашей жизнью, вера - все это или почти все дано нам Тароном.
В каком уголке Страны армянской армянин так почитал свою землю, так прославился в сражениях, так умел умирать за Родину, как в Тароне?
С исторической точки зрения этот наш край не по одному своему духовному содержанию, но и по своей постоянной и неизмеримой стратегической важности действительно представляет непреходящую ценность.
Справедливо, что каждая пядь родной земли священна, однако правда и то, что во всякой стране есть свой самый заветный и самый важный с военно-стратегической точки зрения край - край, за который более всего пролито народом крови, на котором сосредоточено и создано более всего культурных ценностей, где творилась история и создавались легенды; край, без которого Родина не только не может быть сильной и независимой, но и просто не может существовать, не может защитить себя от врага.
Судьбоносно велико и определяюще значение Тарона для обороны нашей страны и защиты нашего народа.
И пока от географического организма нашей страны оторван Тарон - будущее нашей страны остается в опасности.
У каждой страны есть свой такой край - свой Тарон.
Спросите народы - каждый из них со священным трепетом в голосе назовет свой "Тарон".
Всего лишь вчера министр внутренних дел кемалистской Турции Шюкри Гайа в речи, произнесенной во Фракии, подчеркивая важность Адрианополя для самообороны Турции, объявил: "Каждый турок должен осознавать себя адрианопольцем, адрианопольцем прежде всего".. Почему? Потому что пока Адрианополь принадлежит Турции, турок одной ногой стоит в Европе, потеря же Адрианополя поставит под угрозу само существование Турции.
"Адрианополец прежде всего" - вот слова, диктующие нам безошибочную формулу самозащиты Родины.
Какая глубокая психология, какая военно-политическая мудрость заключена в одном этом завете турецкого политического деятеля!
"Адрианополец прежде всего" означает: турок, будь бдителен, будь настороже, ибо рано или поздно на полях Фракии сойдутся в схватке две судьбы - Турции и другого государства. Это означает: потерпит турок поражение во Фракии, значит - потерпит поражение и на всех остальных фронтах. Это значит - каждый турок должен ощущать себя воином, всегда готовым стать грудью как щит на защиту самого важного фронта Турции.
И, откликаясь на заявление турецкого министра, турецкие студенты ответили французскому журналисту в Стамбуле: "Мы все националисты, крайние националисты, национализм - наша духовная пища, такая же необходимая, как хлеб и вода для человеческого организма".
И по другому поводу - то же самое: "Самая святая наша обязанность - умереть во имя Турции, за честь Турции и ее независимость".
Так думает и действует турок, так он организует свою национальную жизнь перед лицом грядущей опасности.
А мы, армяне, что делаем мы?
Кто может отрицать, что Тарон для нас намного важнее, чем Фракия для Турции?
Разве не справедливо, чтобы сегодня армянин был намного более обеспокоен судьбой Таронского края, чем турок - своего Адрианополя? Разве не следует ожидать, чтобы сегодня не один только таронец, но и всякий армянин, независимо от своих политических и иных убеждений, трепетно и горячо почитал бы национальные ценности, святыни и достоинства, созданные Тароном?
Разве не наступило время каждому из нас стать воином "ордена Мамиконянов", от которого, увы, более по внутренним, чем по внешним причинам постепенно отошел армянин, ослабел всем родом и был бесчеловечно наказан за это; разве не будет проявлением политической мудрости обращение Рода, оказавшегося на краю пропасти забвения и исчезновения - обращение армянина к исповеданию Таронизма - вечному оружию Рода.


Наше время - время революционных перемен, сегодняшние события - определяют будущее.
Давно уже человечество чувствует себя сидящим на вулкане. Старый мир заминирован. Человек - и как индивид и как общество - сегодня более чем когда-либо неуверен в будущем, смущен душой.
Сотрясения во всех сферах жизни ужасны. Государство, экономика, религия, философия - в кризисе.
Все в жизни подвергается переоценке. Народы с небывалой революционной яростью разрушают ложные ценности, идеи и истины и вместо них создают новые.
Пути равития истории изменились и начался крутой поворот.
Начинается новый мир, новая история, творцом которой выступает новый человек - человек судьбы, опасностей, героизма.
Повсюду - на западе и на востоке, в старом и новом свете, в ожидании ужасов грядущего возрождаются, духовно молодеют древние народы, активизируются - молодые. Никогда народы не были столь обессилены. Каждый стремится пробудить свои скрытые силы, победить свою внутреннюю слабость, укротить, обуздать свои центробежные силы, зависть, злобу.
Все - и победители и побежденные, большие и малые - вышли на завоевание внутренней пустыни с тем, чтобы она исчезла не только с карты их стран, но и из их души. Тревожное положение особенно подчеркивает треглавая опасность: большевизм, война, вырождение рода, для успешной борьбы с которой народы могут надеяться только на свой родовой инстинкт и на безошибочность своей природной морали.
Повсюду и личности и классы ограничивают свои индивидуальные права и выгоду во имя Рода и Родины. И подобное самоограничение -высшее проявление жертвенности не унижает, не обезличивает человеческое существо, а наоборот, усиливает, обогащает его духовную жизнь.
Для всех народов - в особенности тех, кто вышел из войны тяжелораненым и с большими потерями и поражениями, необходимость сосредоточения, организации и активизации своих сил приобрела характер родовой религии. Они прилагают нечеловеческие усилия, чтобы, с одной стороны, залечить свои раны, с другой, готовятся во всеоружии встретить грядущую опасность.
Пока Ратенау внушал германскому народу, что отныне его удел - довольствоваться "земляными грушами", Германия как побежденная страна выплачивала победителям 4 миллиона ежедневно; она была унижена. В тот день, однако, когда ответственность за судьбу Германии взял на себя вернувшийся с фронта раненый ефрейтор, когда народ посчитал своею судьбой Род и Родину, в тот день изменились отношения между народами - побежденный стал победителем без объявления войны.
Венгрия - трагическая жертва Трианона - не замедлила ввести в свои школы ревизионизм, как обязательный предмет - требование пересмотра несправедливых договоров. "Трианон? Нет, никогда!" - сегодня этот девиз стал для каждого венгра политической молитвой.
А лишенная права иметь армию родина Краля Марко, Болгария, к которой победители отнеслись особенно жестоко - эта маленькая страна силой своей жизненной морали создала внешне трудовую армию, армию без оружия, которая сегодня превращается в ее боевую силу.
Так поступили побежденные, но не павшие духом.
Что же делают победители?
Послушайте одного из них, французского интеллигента:
"Мы, писатели, перед лицом опасности, нависшей над нашей страной, и страдая от того, что единство нашей страны еще не состоялось, решили прекратить все раздоры, чтобы дать народу пример братского единения".
" Объединимся во имя преображения Франции" - говорит их второй манифест. "Создадим новую Францию, которая будет сильнее всех опасностей", - говорится в их третьем обращении к народу.
Так поступают все патриоты Франции, независимо от их идейных и политических пристрастий
Такова психология - динамика всех народов и событий в любом месте земного шара.
Так был потрясен до основ своих, так разрушается и перестраивается целый мир - старый мир.
Понятно, что в условиях этого тревожного ожидания и перестройки, которая непосредственно затрагивает и нашу судьбу и интересы, давно должен был быть поднят и вопрос Армянского будущего: что должна делать армянская интеллигенция сегодня и завтра для защиты своего народа и своей Родины?


Еще до начала сражения заведомо потерпевшим поражение является тот народ, который не может, глядя прямо в глаза миру, заявить: "Я понимаю тебя".
" Наблюдай за миром и уподобляйся ему, - гласит классическая мудрость.
Смотрит армянин, смотрит на мир перед ним, но, кажется, не видит, не понимает того, что происoодит вокруг.
Уже годы мы с приобщившйся к Родовым законам частью интеллигенции повторяем: человечество меняется, перегруппировывается на основе Рода. Народы возвращаются к первоисточнику своей сути, ибо для ниo уже научно неоспоримо: органическим, естественным для истории и в истории является Род. Эта спасительную истину, к сожалению, до сиo пор еще не понял один только армянин. Идея Рода делает осмысленным наше право на существование, равно как и нашу обязанность умереть за Родину. Этой моралью сильны сегодня все народы. Мы же бессильны до степени агонии, потому что нам не oватает этой морали. Ужас нашего положения в том, что армянство, как целое, все еще не осознает условий нынешнего мира. Оно не понимает, что для народа, имеющего соседом и противником турка, продолжение старого равносильно родовому самоубийству.
Армянство не познало себя как Род. Позорно для нас - чужой, Франц Верфель должен был сказать: "армяне - народ дуoа." Да, мы народ дуoа и по этой именно причине все те учения, которые порождены обезличенным существом - социализм, большевизм, космополитизм чужды и неприемлемы для армянского дуoа.
Одуoотворено было oристианство и именно поэтому армяне приняли его первыми. Мы должны понять - самым могучим оружием нашего народа всегда был и будет дуo.
Всякий подлинный герой прежде всего - герой дуoа. Без мощи дуoа армянин может быть упрямым, может по случаю стать победителем, но не героем. Героями дуoа были воины Мамиконяна и именно поэтому в иo кличе слышен рев тигра силы и воли Рода, и они, подобно библейскому Давиду, зачастую выходили на врага лишь с "тремя камнями" и повергали его первым же ударом.
Одухотворен армянский воин и потому он лучший партизан Востока, и сегодня, когда он неоднократно небольшими силами давал бой огромным армиям, когда сражался в труднейших условиях - полуголодным, почти без оружия, без соратников, один и зачастую полностью отрезанный от мира.
Века тому назад именно сила духа нашиo воинов вызывала зависть наших врагов: " Счастлив тот, кому подчиняются армянские полки; это сплоченное, могучее и дисциплинированное войско, иo полки и знамена дышат огнем".
Людьми духа были все военачальники мамикониды, перед волей которыo отступали все опасности и трудности. Они были сильны дуoом и по этой именно причине стали в свое время неусыпным инстинктом своего рода, его глазами, его путем, его пророком, его законодателем и, в частности, его несравненным предводителем. Добавим еще одну истину - только человек духа может быть предводителем нашего народа.
Человек духа - человек своего рода. Ему и только ему можно доверить судьбу армянского народа и страны Армянской.
От скольких потерь, сколькиo обвинений уберегли бы мы Армению, если бы восприняли и следовали этой истине.


Армянство пока не имеет представления о той беде, имя которой - лжеинтеллигенция. Армянин неправильно употребляет слово интеллигент, неверно понимает его значение. Всякий грамотный человек для него - интеллигент. Именно в этом его роковая ошибка. Учеба, образование, научные знания - все это необoодимо, но не достаточно для того, чтобы сделать человека настоящим интеллигентом. Человек может быть очень ученым, но тем не менее не иметь права называться интеллигентом.
Подлинный интеллигент - это человек, который с умственными способностями сочетает прежде всего высокий моральный облик, идейность, способность создавать новые идеалы, ценности, новый образ жизни, чувство святого, сопереживание, дуoовное мужество, бесконечную способность любить свой народ, страдать и побеждать во имя народа.
Нет слов, что такой интеллигент может найти свое место в той или иной политической организации, однако его преданность, его дело не могут иметь классовый, частный oарактер. Для него существует народ как единое целое, которому он бескорыстно служит. Настоящий интеллигент, чья роль в жизни народа неоценима - это та дуoовная сила, без которой нет народа - есть толпа; без которой не создать нацию. Интеллигенция разныo поколений органически связана воедино; они не отрицают, а дополняют, обогащают, совершенствуют друг друга. С этой точки зрения творчество настоящей интеллигенции носит печать вечности. Армянство не лишено подлинной интеллигенции, но лишено возможности пользоваться его плодами. Наша лжеинтеллигенция быстрее приспособилась к условиям изгнания и навязывает себя народу.
Наш народ и настоящая интеллигенция, таким образом, оказались и остались оторванными друг от друга. Лжеинтеллигенция же, против которой лучшая часть народов ведет борьбу не на жизнь, а на смерть, у нас заoватила общественную жизнь полностью и властвует в ней безраздельно.
Единственной причиной ужасной дуoовной нищеты, извращения и плоскости современной армянской жизни является наша лжеинтеллигенция.
В изощренности наветов, в дракаo за кусок oлеба, за место для паразитирования, в осквернении должностей, в извращении речей - во всем этом виден ее порочный след.
В ней нет души Рода, и потому она дуoовно бескрыла и неспособна подняться над мелочами жизни и обыденной суетой. Неспособная к творчеству, она преследует, как правило, отрицательные и незначительные цели, оставаясь отвратительно мелочной, злобной, сеет смуту. Сегодня легче утолить голод семи шакалов, чем утиoомирить злобу бездуoовного армянского лжеинтеллигента. Жизнеспособность нашего Рода, его устремлений доказана веками, и тем не менее он остается покорствующим, преклоняющимся перед иностранщиной, с пораженческими настроениями. Как национальный чиновник - это обессмерченный Библией мытарь, ленивый, неверный, блюдолиз. Как деятель - он писака.Как учитель - он ремесленник душой, неспособный поразить воображение учащегося поколения картинами силы и могущества.
Поэтому сегодня наши дети обезличены; в них нет чувства Рода, чувства армянина - виновата в этом, даже больше чем чуждое нам окружение, неспособность этих людей проникнуться духом Рода.
Страдающая духовной малярией эта часть нашего общества не захотела воспользоваться свежим примером нашей американской интелллигенции, озабоченной сохранением Рода - верой Цегакрон, Религией Рода. Она злословила: "от этой Веры несет гитлеризмом". Она заявляла так, зная, что Вера эта зародилась в дни страшной опасности, нависшей над нашим родным Нагорьем, когда человечество еще и не слышало о гитлеризме. В лице нашего Давид-бекова ордена сохранения рода в 1920 г. действовала и победила Вера Рода. Она знает, что и армянская интеллигенция, и АРФ Дашнакцутюн, и Сюникский край своим спасением обязаны Цегакрону - Вере Рода. Армянский лжеинтеллигент знает это, и тем не менее злословит: "Вера Рода подходит только американской среде".
И это в наши дни, когда каждый армянин великолепно знает, что наше подрастающее поколение одинаково подвержено опасности и в Париже, и в Тегеране, и в Сирии, и на Балканах - во всех наших колониях, где он, для избавления от чувства унижения, нуждается в родовой idee force, в родовом бальзаме - Вере Рода.
Лжеинтеллигенту удалось принизить все высокие стремления нашего народа. Он многое убил и похоронил в нашей не знающей погребений жизни. Вот лишь одна из его жертв - Армянская церковь, служители которой не настолько невежественны для осознания истины - церковь с давно устаревшим, мертвым каноном, занимающаяся лишь погребением мертвых, закончит погребением своего народа и своего Бога.
А наша школа, из которой давно уже улетели соколы - безличная, бескровная, безродная армянская школа, которой все равно - дети какого народа учатся в ней, в которой могут учиться дети всякого народа. Это заведение может дать поколению армян, в нем обучающемуся, все - все, кроме Родины, мужества защищать Родину и сладости умереть в Ее защиту.
Неумолим армянский лжеинтеллигент: пропали втуне все полные благородства и рыцарства призывы Алишана и Раффи, Агароняна и Варужана во славу Рода, для него так и остались недоступны вершины героизма. Он не полюбил опасность, бежал благородной опасности, воспитывающей героев и своей трусостью часто подвергал опасности будущее своего народа. Вчера он был пораженцем, сегодня - еще и проповедником трусости. Герой для него - авантюрист, идеалист - недоумок, трус - трезвомыслящий, подлец - человек дела.
Как гражданин - он низок, низок до омерзения; его при всем желании даже чисто формально невозможно представить рядом со справедливыми и лучшими людьми. Поэтому в сегодняшней армянской действительности на каждом шагу притаилась низость, поэтому лисы раздирают льва, и чернь распинает Иисуса. Коварна наша лжеинтеллигенция: ничтоже сумняшеся она иногда марает бумагу, выступает с речами о нации, не думая о том, что это достояние возможно видеть только там, где наличествуют высший авторитет и воля - воля Рода! Кажется, вроде мечтает о здоровом душой и телом поколении, но не хочет признать, что Род - вечный целитель и умножитель силы поколений.
Он лепечет что-то насчет внутреннего единства и согласия, не понимая, что без высшего судьи - Рода, одна лишь могила способна привести к согласию и единству сегодняшнее армянство, чьи духовные силы иссякли.
Он хочет сохранить в новом поколении армянское самосознание, но пальцем о палец не ударит, чтобы сохранить Армению для армян, и, вместе с тем, трусливо избегает решения вопроса воспитания нового поколения - в духе самозащиты, защиты Родины, как это делается повсюду. Он знает, но не признается, что сила каждого народа - в его молодежи, что единство, согласие, возможность спасти живущих вне Армении армян от ассимиляции, боевой дух и силы, необходимые для защиты Родины - все это, и еще многое сверх того, нам даст новое поколение, если, конечно же, старшее поколение сможет превратить дело самозащиты Армении в духовную потребность для нового поколения, если над обоими поколениями будет властвовать Род, если оба свяжут свое будущее с Родом - с нашим Родом, подобно Масису вечно "кипящим внутри кратером вулкана ".


Кто воплощает сегодня волю армян (и существует ли она вообще?) , кто является ее выразителем, кто ее ведет вперед?
Бессмысленные вопросы. Гнилой либерализм армянской лжеинтеллигенции давно уже пришел к безвластию. В армянских колониях давно уже начался процесс распада воли Рода.
Армянская диаспора сегодня не общество и не народ, но в смысле духовном - людская пыль, в политическом смысле - бледная тень.
Там, где духовные и идейные отношения уступили место обыденным материально-эгоистическим отношениям, там не может существовать ни общества, ни народа в политическом смысле этого слова. То, что есть, всего лишь масса людей, считающих себя армянами, масса без идей, без вождей, без знания пути развития, и не более того. В своем нынешнем состоянии армянская диаспора вполне может сказать о себе словами Нарекаци: "Амбары мои полны пустоты и в складах моих - ветер; подобен я жалкой тени и облик мой - смешон".
Причина сегодняшнего смешного облика армян, потерявших Родину - их лжеинтеллигенция, для которой в мире ничего не происходит, не изменяется. Чужеродный азиат, фальшивый европеец, точнее - карикатура на глупости и ошибки Запада - вот подчеркнутый тип бездуховного безРодного армянского интеллигента. Годами он подражал и копировал Европу, но не стал европейцем, не приобрел биологической морали европейца и так и не понял, что присущее европейским народам чувство героизма появилось вследствие не только природных условий их жизни, но есть результат высокого философского миропостижения. Он не понимает, что Человек с радостью страдает, жертвует, умирает во имя вечных ценностей, а не ради глупостей, постановлений и статей, стоящих ровно столько, сколько бумага, на которой они написаны.
По психологии своей он остается одной ногой на Востоке, другой - на Западе, а если быть точным - ни тут ни там; он половинчат, а если быть точным - ни то ни это. Даже и сегодня - в самые тяжелые дни земли, он трусливо бежит всех тех вопросов, которые прямо и непосредственно касаются судьбы Рода и Родины, вопросов, в которых бьется сердце времени.
Самокритика и сожаление - эти два достоинства сильных - ему все еще незнакомы.
У нее - армянской лжеинтеллигенции - даже и сегодня нет патриотизма и мужества признать свои слабости.
Последствия? Последствием стало то, что река армянской жизни сегодня набрала столько ила, что ее течение в прежнем русле уже невозможно.
Духовная катастрофа - вот на что обречены армяне диаспоры своей бездуховной лжеинтеллигенцией.
В такой ситуации умирает дух народов.
Где же выход?
Кто спасет армянский дух от неминуемой гибели?
Кто наполнит озоном наш небосвод, так давно уже нуждающийся в свежем воздухе?
_ Род, один лишь только Род!
Наша настоящая интеллигенция давно уже бьет в набат. Мы уже очень опоздали. Незамедлительно следует уточнить ту черту нашего национального характера, с которой мы побеждали бури и опасности прошлых веков, что неоднократно делало возможным наше национальное возрождение и преобразование; необходимо незамедлительно восстановить эту победную черту духа нашего Рода и отныне и впредь на ней, только на ней строить наше армянское будущее, строить Родину и опираться впредь только и только на нее - дабы успешно противостоять настоящим и грядущим опасностям.


Таронизм - вот победная черта нашего национального характера, высшее достоинство нашего Рода, вечный протест армянского духа - его стремление к бессмертию, к вершинам славы, к духовному величию.
Таронизм - путь, начертанный Мамиконянами.
Таронизм - к этому вечному оружию Рода обращаемся мы, потому что мир убедил нас, что в современных условиях только человек, не боящийся опасностей и смерти, только герой может сохранить Армении жизнь.
Таронизм - чувство вечности, чей священный предмет - Род.
Это значит - чувство идеальной собственности, чей предмет - Родина.
Вера обязательства, могущества и мужества - вот что такое Таронизм.
Таронизм - соратничество настоящего интеллигента и проникнутого таронизмом Воина во имя Рода и Родины.
Это значит - отныне лишь две вещи должны занимать мысль армянина, его сердце и десницу - Армения и ее защита.
Это родовое исповедание императивно диктуют нам географическое положение Армении, немногочисленность нашего народа, сегодняшняя и завтрашняя угрозы нашему существованию.
Таронизм диктует нам также настоятельную необходимость воспитания нового поколения, готового бескорыстно и без остатка служить Родине как Мамиконяны, и, как и они, героически умереть за нее.
Нам нужно новое поколение - готовое к опасностям, любящее видеть мир глазами воли, умеющими приказывать судьбе.
Вчера - мы это поняли - нас наказал не турок, а наша слабость руками турка.
Мы будем наказаны и завтра - если до этого своим Таронизмом не победим нашу слабость.
Защищать Родину завтра смогут лишь те, кто до этого часа уже будут вооружены Таронизмом - те, кто у наших пламенных мамиконяновских воинов научатся жить и действовать только ради того, за что стоит умереть, и умирать за то, ради чего стоит жить.
Всегда быть готовыми с улыбкой делать то, чего потребует Родина.
Хотеть умирать за Род и Родину и уметь умирать за них как Мамиконяны - вот что мы называем Таронизмом.
Сегодня "таронизм" проповедуют все народы мира. Таронизм - с этим первым и главным оружием Рода мы или пройдем по трупам старых представлений, питающих бессилие армянина, или то Новое, что начало свою разрушительную атаку на старый мир, завтра пройдет по трупу нашего народа.
Опубликовано в "Тарони арцив" (Орел Тарона), София, 1938, ##1-2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий